Фанера для лодок - обычная, ламинированная, морская?
Несмотря на засилье на рынке надувных, углепластиковых, теппластиковых и стеклопластиковых лодок, в том числе и вполне доступных по цене, некоторые предпочитают строить маломерные суда своими руками. Выбирая материал, такие судостроители практически сразу вспоминают о фанере.
В сущности, почему бы и нет? Фанера очень прочная, причем ее прочность одинакова во всех направлениях. В отличие от обычной древесины, она может иметь большую ширину, а это упрощает изготовление некоторых крупноформатных деталей. А еще из нее можно изготавливать гнутоклееные элементы - при правильном распаривании и просушивании она хорошо гнется почти под любым углом.
Из всех видов фанеры, с которыми может столкнуться обычный человек, самой подходящей корабельной фанерой кажется ламинированная. Она заметно превосходит по влагостойкости фанеру ФСФ и, конечно, ФК, а ее наружный слой вообще выглядит абсолютно водостойким. Беда в том, что она только кажется подходящей. На самом деле ламинированная фанера для строительства лодок не подходит совершенно.
Водостойкость ламинированной фанеры сохраняется ровно до тех пор, пока вода не доберется до внутренних слоев шпона. При продолжительном контакте с водой древесина неизбежно начнет разбухать и коробиться, и лодка придет в негодность. От контакта с водой пласти фанерного листа защищает ламинат, а торцы - акриловая краска. Защита работает до тех пор, пока в ламинате не появится сквозная царапина. А она появится очень быстро: достаточно один раз зацепить борт веслом или днище - камнем или просто оцарапать его о песчное дно. Такой ненадежный материал для изготовления бортов не годится: поэтому из ламинированной фанеры можно изготовить разве что банки (сидения) или крышку какого-нибудь ящика. Для бортов и днища понадобится настоящая морская фанера.
Что это такое?
Морская или бакелизированная фанера - это очень прочная березовая фанера, слои шпона в которой склеены и пропитаны бакелитовым лаком или иными составами на основе бакелита.
Бакелит - это продукт поликонденсации фенола и формальдегида. В отличие от обычной фенолформальдегидной смолы, которую также получают поликонденсацией фенола и формальдегида, бакелит образуется в присутствии щелочного катализатора. В итоге получается вязкая, не растворимая в воде смола, которую можно отвердить и получить очень прочную пластмассу. Так, например, из бакелита изготавливались корпуса старых телефонов. Этими корпусами в буквальном смысле можно забивать гвозди.
Склеенная и пропитанная бакелитом фанера становится очень плотной, тяжелой, прочной и абсолютно влагостойкой. Бакелизированная фанера может плавать в холодной морской воде годами и с ней не происходит абсолютно ничего. Именно ее и используют для строительства маломерных судов. Серьезный недостаток у такой фанеры только один - она дорогая и потому редкая. Из крупных российских заводов морскую фанеру изготавливает только Тюменский фанерный завод, который сейчас принадлежит группе «СВЕЗА» и называется «СВЕЗА Тюмень».