Российские экспортеры леса надеются переключиться на Китай, но это вряд ли поможет
Соединенные штаты Америки и Европа ввели в отношении России беспрецедентные санкции, которые коснулись в том числе и лесопромышленного сектора. Практически запрещены поставки в ЕС и США российской фанеры.
Соединенные штаты Америки и Европа ввели в отношении России беспрецедентные санкции, которые коснулись в том числе и лесопромышленного сектора. Практически запрещены поставки в ЕС и США российской фанеры, древесных плит, круглого леса и многих лесопродуктов. Между тем, лесопромышленный комплекс выпускает намного больше продукции, чем необходимо для внутреннего рынка. Поэтому российским производителям нужны экспортные рынки. Поскольку самый выгодный европейский рынок сегодня для России закрыт, производители ищут новый и в первую очередь на востоке. Самым перспективным из них выглядит Китай.
Китайский рынок привлекает своим размером, наличием общей с Китаем границы, а также тем, что Китай в целом не разрывал торговые отношения с Россией в такой степени как Евросоюз. Однако перспективность этого рынка сомнительна по ряду причин.
1. Санкции
Китайские банки поддерживают санкции в отношении России. Так, госбанки КНР отказались от финансирования сделок с российским сырьем. Давние планы о создании в рамках БРИКС расчетной структуры, которая позволит вести расчеты в рамках стран БРИКС без использования долларов и евро не оправдались.
2. Ограниченный спрос
В настоящий момент в Китае действуют серьезные карантинные ограничения, которые негативно влияют на экономику. Рынок недвижимости и строительный рынок находятся в состоянии стагнации, поэтому спрос на фанеру, пиломатериалы и древесину вообще низкий.
3. Конкуренция
В Китае огромное количество производств, которые выпускают фанеру, древесные плиты и другую продукцию высокой переработки древесины. Они готовы покупать необработанное сырье или продукцию низкой переработки по низким ценам, но обрабатывать ее будут уже на своих площадках. Это значит, что фанерные комбинаты не найдут там сбыт для своей продукции в достаточных количествах.
4. Цены и транспортные затраты
Китай в принципе не готов покупать продукцию по европейским ценам, а огромные транспортные затраты (многие производства расположены в европейской части России) могут «съесть» всю потенциальную прибыль.
Все вместе делает перспективы поставок продукции деревообработки в Китай достаточно туманными. Вероятно, производители фанеры будут искать сбыт в странах Ближнего Востока и Средней Азии, однако эти рынки по сравнению с европейским невелики.