В специализированных магазинах сейчас можно найти все что угодно. Хотя покупка лодки – достаточно затратное и сложное мероприятие. Связано это с тем, что готовые конструкции не всегда отвечают требованиям клиентов, поэтому некоторые из них приходят к выводу, что самодельная лодка из фанеры своими руками – лучшее решение. На это может подтолкнуть не только ограниченный бюджет, но и особенности водоема, а также желание реализовать творческий потенциал.
Многие рыбаки и так убеждены, что лучшие рыболовецкие принадлежности – те, что были изготовлены самостоятельно. А строительство судна это достаточно увлекательный процесс, который позволит изготовить плавсредство, во многом превосходящее заводские аналоги. К преимуществам самодельных лодок относят следующее:
- легкость – конструкция из фанеры намного легче, чем корпусы из цельного дерева или металла;
- устойчивость – в процессе изготовления используются цельные фанерные листы, форма которых идеальна для спуска на воду;
- низкую цену – все, на что вам придется потратить средства – это строительные материалы.
Подготовка чертежей, инструментов и фанеры
Начинать работу нужно с подготовки чертежа – это самый важный этап, от которого будет зависеть правильность конструкции. В целом сейчас можно найти любой чертеж лодки из фанеры в интернете, который нужно будет внимательно изучить. Если же вы хотите сделать эту работу самостоятельно, тогда используйте миллиметровую бумагу, чтобы точно просчитать каждый элемент. Для наглядности всё же рекомендуем ориентироваться на уже готовый эскиз, чтобы не ошибиться с размерами.
Если говорить о размерах, то оптимальным считается, когда длина плавсредства составляет около 4,5 м, ширина в самой широкой части – 1,05 м, глубина – 0,4 м.
Далее приступаем к подготовке инструментов. Вам понадобится: топор, молоток, шуруповерт, электролобзик, электрический или ручной рубанок, ручная или циркулярная пила, стамески, отвертки, струбцины, кисточки и шпатели.
Из материалов понадобится:
- фанера – основным материалом будет влагостойкая фанера для лодки. Обычно для этих целей используют бакелитовый тип толщиной 4-5 мм. Эта марка предназначена для непрерывного контакта с водой, а также обладает высокой прочностью. В качестве альтернативы можно использовать материалы из хвойных пород. Также подойдет фанера для лодок ПВХ, но здесь стоит уделить внимание клеевому составу, который должен быть спирторастворимым. Что касается сортов, то вам подойдут элитные или первые сорта, так как у всех остальных вариантов слишком много дефектов;
- стеклоткань – очень важный компонент, выполняющий роль армировочного покрытия;
- клей – подойдет двухкомпонентный эпоксидный клей, которым обрабатываются швы, а также внешняя и наружная поверхность судна.
Еще один важный момент – подготовка помещения для работы. Обычно она ведется зимой, так как летом плавсредство уже должно быть готово к использованию. Поэтому вам понадобится достаточно просторное помещение, которое хорошо отапливается и вентилируется.
Как правильно сделать лодку и пустить вплавь?
Процесс сборки сводится к следующим этапам:
- сначала чертеж переносится на картон, а потом на фанеру, после предварительной проверки на правильность. Просто обведите контур каждой детали без напусков или уменьшений размеров. Важно, чтобы каждая деталь была сделана из цельного куска фанеры;
- далее приступайте к выпиливанию, используя ручной лобзик, так как с его помощью проще сделать ровный распил. Опилки можно сохранить для дальнейшей герметизации лодки;
- теперь можно приступать к сборке. Сначала собирается нижняя часть лодки, детали которой стягиваются проволокой. Чтобы стыки получились ровными, можете использовать обычные строительные крестики. Потом зафиксированные компоненты соединяются эпоксидным клеем, смешанным с опилками. Это позволит избежать усадки и сделать места соединений идеально ровными. Одновременно с этой работой, начинайте обклеивать внутреннюю часть стеклотканью, после чего нужно дождаться, когда все высохнет;
- как только клей схватится, приступайте к обработке наружной части корпуса. Здесь нужно отшлифовать все швы, убрать временные крепления и снова оклеить поверхность стеклотканью;
- следующий этап – сборка верхней палубы. В этом случае стеклотканью сначала покрывают наружную часть и пропитывают её смолой, а затем берутся за внутреннюю. После того, как все работы будут закончены, можете соединять нижнюю и верхнюю палубу. Завершающий штрих – шпаклевка всех неровностей с последующей покраской лодки.
Интересно, что таким способом вы сможете изготовить лодку из фанеры своими руками под мотор, весла или парус, так как их конструкция фактически не отличается. Но прежде, чем приступать к полноценному использованию судна, сначала обязательно проведите тестирование на воде. Проверяя скорость, создавайте максимально приближенные к реальности условия, а также меняйте уровень нагрузки. Если все пройдет по плану, тогда можете смело использовать плавсредство для рыбалки, охоты или водных прогулок.