Акции одного из ведущих производителей фанеры, Segezha Group упали ниже стоимости при выходе на IPO. Почему?
Российская лесопромышленная группа и один из крупнейших в России производителей фанеры, Segezha Group вышла на IPO в апреле 2021 года.
Российская лесопромышленная группа и один из крупнейших в России производителей фанеры, Segezha Group вышла на IPO в апреле 2021 года. В течение года после выхода акции компании только росли в цене, но сегодня они торгуются дешевле, чем в день выхода.
В феврале на фоне паники фондовая биржа была на некоторое время закрыта, но когда она открылась, «Сегежа» некоторое время выглядела лучше рынка. Однако в дальнейшем стоимость акций начала снижаться и снижалась даже в августе, когда рынок в целом немного рос.
Причина падения - в структуре производства и доходов Segezha Group. Структура доходов выглядит следующим образом:
- бумага и упаковка — 43%;
- лесоресурсы и деревообработка — 31%;
- фанера и древесные плиты — 14%;
- домостроение — 7%;
- прочее — 5%.
При этом доля выручки с внутреннего рынка составляет всего 25%. Поставки дают 12% выручки. Остальные страны по отдельности дают малую долю продаж и прибыли, но Евросоюз в совокупности в прошлом году являлся основным покупателем фанеры и другой продукции «Сегежи».
Ситуация полностью изменилась с введением санкций. Рынки Евросоюза и США оказались практически полностью закрыты для российских производителей с июля, но на практике объемы поставок стали снижаться намного раньше. По итогам первых 6 месяцев «Сегежа» показала рост прибыли по сравнению с прошлым годом, но это было связано с хорошими результатами первых двух месяцев 2022 года, а также с поглощением группой двух компаний, которые значительно увеличили выручку. Однако если смотреть результаты поквартально, то заметно существенное снижение выручки и доходов. Суммарно доходы просели на 22%.
Самый крупный по выручке сегмент Segezha Group - лесные ресурсы и деревообработка. Он же просел сильнее всех - выручка в сегменте сократилась на 35%.
Сегмент фанеры и древесных плит дает меньшую часть выручки и просел в меньшей степени - квартальная прибыль в сегменте снизилась на 24%. Основная причина - именно запрет на продажу фанеры в страны ЕС.
Руководство компаний группы старается нарастить продажи в другие регионы мира, в первую очередь в Китай и страны Средней Азии. Однако переориентация на другие рынки стоит дорого. Полностью нарушились логистические цепочки, а налаживание новых требует больших временных и финансовых затрат. Эти вложения снизили прибыль и рентабельность группы, что привело к снижению стоимости акций. Кроме того, на цену акций повлияли:
- отрицательный свободный денежный поток уже третий квартал подряд;
- замедление инвестиционной программы в связи с санкциями и проблемами логистики;
- рост долговой нагрузки;
- отказ от выплаты промежуточных дивидендов;
- рост себестоимости продаж;
- высокий курс российского рубля, который существенно снижает рентабельность любого экспорта.
Чего можно ожидать от Segezha Group в ближайшем будущем?
Будущее любой российской компании сейчас неопределенно, но в целом прогноз негативный. Санкции на импорт российской березовой фанеры и другой лесопромышленной продукции едва ли будут отменены, а Китай находится на пороге серьезного экономического кризиса, и поэтому спрос на импортную фанеру в Китае может существенно сократиться. Мировую экономику, вероятно, также ждет рецессия, и вполне вероятно, что продажи по другим направлением в 2023 году также будут слабыми. При этом у Сегежи, как и у других производителей, будут неизбежно расти затраты и накапливаться проблемы, связанные с износом и устареванием европейского оборудования. Все вместе не дает никаких оснований рассчитывать на стабильный рост стоимости акций в краткосрочной и среднесрочной перспективе.